Асенок (asenok_ninochka) wrote,
asenok_ninochka

Как я поруководила тройкой на Кавказе - часть 2

13 августа
Всю ночь громыхало и капал дождик. Соседняя палатка ночью капала водоотводные канавы. Утром дождик периодически капал тоже, низкая облачность. Удачно собрались в перерыве дождя. Но как только спустились к леднику и стали одевать кошки, пошел град. Пошли вверх по леднику по следам. Перед осыпным островом становится крутовато и фирн плохо держит, периодически проваливаемся. На осыпях передохнули, выглянуло солнышко и жизнь наладилась :)

Уходим влево в сторону седловины перевала Тютюргу Восточный Нижний. А дальше неожиданно вверх, напрямик в сторону нашей седловины Тютюргу Восточный Центральный.
Предперевальное плато и настигающее нас облако
И перевал Тютюргу Восточный Центральный (1Б)
Кушаем шоколадку и вниз.
Спуск неприятный. Осыпной кулуар. Идем сначала плотной группой по средне-крупной осыпи.
IMG_0121 Тут я, блин, подвернула палец. В определенных положениях болит до сих пор. Как только спустились засунулу его в снег и, мне кажется, это помогло избежать сильной опухлости и особо в походе он меня не беспокоил.
Дальше вылезли на едущий склон и все это в кулуаре. Идти даже плотной группой безопасно анреал. Сначала спускались по одному.
Потом пошли параллельными группами разными путями, получилось быстрее.
Внизу ушли вправо и на снежник.
Чуть передохнули и пошли на открытый ледник. Кошки не надевали. Последний взгляд на перевал
С ледника ушли вправо на осыпи и по моренным валам в сторону ручья с перевала Тютюргу Западный. Рядом с ручьем на моренном гребне встали на обед. Как только встали пошел град с дождем. Перекусить особо вальяжно не получилось.
Пришлось шляпать по тропе под дождем. Немного спустились и оказались на ночевках. Дальше река уходит в каньон, по дороге травянисто-осыпные выступы, обрывающиеся бараньими лбами. Обходим все слева по тропе, периодически теряющейся. Внезапно выглядывает солнышко и погода немного налаживается. Хотя облака  бродят кругом.
Теряем тропу и переходим на правый берег р. Тютюргу. Тут пасутся лошадки. Находим тропу, опять теряем и опять находим. Перед слиянием с р.Шаурту наша река уходит опять в каньон. Идем высоко по берегу, на противоположном берегу течет родник.
И наконец спускаемся к развилке троп. Влево на Шаурту, к пер. Ортокара. Куда я несколько назад гуляла. Красивое место - срединная морена, заросшая травой и лесом. За ней течет река, что на фото неочевидно.

Тропа становится еще толще и уходит в лес по правому берегу, идет далеко от реки. Кушаем малинку по дороге. Достаточно быстро добегаем до дороги. Тут на развилке часть ребят остаются поедать чернику, а другая часть уходит к нарзану. К нему 20 минут пешком по лесу через два моста. В районе родника изрядно загажено бутылками. Но нарзанчик очень вкусный. Спасаем лягушку, которая упала в яму с нарзаном. Видно долго там пробыла, потом сидела на одном месте, отходила, напилась нарзанчика :)

Вернулись, пошли по дороге в сторону турбазы Чегем. Она заброшена, детей не возят. Перед турбазой домик МЧС. Поговорили там с мужичком. Он предложил встать у него, но при нас приехали местные побухать. Пошли дальше, турбаза оказалась тоже забита местными. Обидно, но пошли поискали места. И встали в лесу у речки у стола со скамейками. Загажено изрядно. Насобирали грибов. как их готовить никто не знал. Поварили 20 минут и немного пожарили. Так и делали весь поход.
Вечером пришел МЧСник поболтать. Угостил нас хлебом, свежими овощами и маслом. Пить отказался.

14 августа
Выспались. Сегодня перегон по дорогам до турбазы Башиль и заброска на полпути.
Идем вниз по дороге, собирая грибы и поедая землянику с малиной.
По дороге вот такие указатели
Любуемся долиной
В каньоне дорога переходит на левый берег. Здесь недалеко до развилки рек, где припрятана наша заброска. Вниз по долине 4 км до погранзаставы.
От развилки до заброски минут 10 пешком. Ребята предложили нам вспомнить, что они говорили про заброску и попытаться найти ее. Но никто особо не помнил описание :) Большой камень у дороги и свернуть направо. Где-то под подмытым рекой берегом. Не нашли. Хотя искали рядом. Оказалось все в густых кустах.
В заброске оказались газировка, журналы и пиво :)
До турбазы Башиль дошли за два перехода. С перекусом на землянику с малиной. Перед турбазой закрапал дождик. На турбазе тоже отдыхающие, бухающие и собирающие грибы.
Охранник предложил выбрать домик и остановиться за 200 руб с человека. Переждали дождик под крышей и пошли дальше. На другом берегу хорошие места для стоянок, бесплатные :)
Сразу за турбазой подвесной мост на левый берег. Тут по бору выходим на дорогу и по ней вверх по долине. Проходим разрушенные постройки старой погранзаставы и встаем за ними на границе леса, недалеко от домика-коша, с виду нежилого, но если заглянуть внутрь, то видно что кто-то тут бывает. При нас он был пуст. Рядом течет чистый ручей.
Обедаем. Сушим вещи в перерывах между дождиком. Насобирали новую порцию грибов.

Вскоре подходит группа частично МАИшников, рязанцев и из других городов. Забухали с ними вечером. У руководителя день рождения. Идут четверку, полгруппы девушек и перевалов 2Б больше десятка. Так же идут на перевал Грановского, но спешат, так как завтра уже хотят быть в пос. Верхний Баксан

Продолжение следует...

• ММБ 2015 осень день 2

Утром, как ожидала, сначала надо немного расходиться, разогреть суставы и можно было бегать. Взяла карту, немного потупила над вариантами отброса КП.…

• ММБ 2015 осень

Два года не бегала ММБ. Хотелось очень сильно :) Тем более неизвестно, когда в след.раз удастся побегать и удастся ли вообще. Все-таки незабываемое…

• Список на ММБ 2015 осень

Два года не ходила на ММБ, с ММБ 2013 осень. И до того ММБ тоже был перерыв в 2 года. Жуть как хочется. :) хоть последнее время тренироваться…